Уроки риторики

Программа занятий

      Дата

Зан.

       Тема

            Цели

        Литература

1. Живое слово во вселенной звуков, или что такое речь.

№1

«Давайте знакомиться!»

Знакомство с детьми.

Перечислить и показать необходимые предметы для занятий.

Определить роль: внимания, воображения, воли и взаимопонимания на занятиях. Дать определение этим понятиям.

Познакомиться с формулами приветствия.

З.Н.Бугаева

Развитие устной речи и дикции стр.7-14.

Москва 2005 год.

№2.

« Что такое вселенная звуков?»

Дать определение понятию «звук»;

Рассказать об образовании звуков и их свойствах;

Рассказ «Как люди научились произносить членораздельные звуки»

Игра « Первобытные люди» стр.31.

Развитие устной речи и дикции стр.17-29.

№3.

«Звуки речи»

Дать определение понятию «звуки речи»;

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Знакомство с шарадами: логогрифами, метаграммами и анаграммами. стр.36-37.

Развитие устной речи и дикции стр. 32-35.

.

№4.

«Звуки и буквы»

Дать определение понятию «буква».

Дифференцировать понятия «звук-буква»;

Чтение рассказа «Алфавит» стр.45.

Формировать и расширять знания детей о гласных и согласных;

Развитие устной речи и дикции стр.41-48

№5.

«Из чего построить «дом»?»

Дать определение понятиям «Звуковые сочетания» и «слоги»;

Объяснить правила деления слов на слоги: сколько звуков в слоге, слогораздел, открытые и закрытые слоги;

Игра « Составляем слоги»

Стр. 49-54

Развитие устной речи и дикции.

№6

«Как получаются слова»

Беседа о чувствах, эмоциях людей;

Знакомство с «изображением» чувств – эмоциями человека;

Игра: « Угадай эмоцию с помощью междометия»;

Чтение стихотворения Даниила Хармса «Весёлый старичок»;

Подвести к выводу о том, что в природе каждого звука заложено определённое настроение или чувство.

Развитие устной речи и дикции стр. 55-63.

З.И.Курцева

«Ты словечко, я-словечко»

стр. 34-35 «Отгадай, что я сказал?2

О.А.Белобрыкина

«Речь и общение» стр. 81-85»Настроение»

(мимика)

№7.

«Откуда взялись слова»

Дать определение понятию «слово».

Познакомить с наукой лингвистикой или языкознанием (Что изучает?) ;

Знакомство со стихотворением И. Токмаковой « Ложка – это ложка…»

Игры «Звуковые ассоциации»стр. 66-68; «большие и маленькие» стр. 68; «Кто страшнее» стр.69.

Пословицы о слове стр.63.

Развитие устной речи и дикции стр. 63-73

О.А. Белобрыкина

«Речь и общение стр. 40-42

«Удивительный мир слов»

А.Шибаев «Всему название дано…»

М. Пляцковский

«Какие бывают слова

№8.

«Природа живого слова»

Беседа на тему: «У слова есть душа»;

Чтение стихотворений  Афанасия Фета, К Бальмонта, Сергея Есенина, Фёдора Тютчева, Александра Пушкина. Обратить внимание на красоту звучания слов в этих поэтических произведениях;

Развитие устной речи и дикции стр.87-95.

№9.

«Что такое речь?»

Дать определение понятию «речь» с помощью стихотворения: «Что такое речь?»;

Подвести детей к выводу: что речь – это способность говорить, звучащий язык, разновидность или стиль языка, публичное выступление, беседа или разговор;

Подбирать определения речи: торжественная, правильная, русская, незнакомая, поэтическая и т.д.

Развитие устной речи и дикции стр.96-99

З.И. Курцева

«Ты-словечко, я- словечко»

стр36-37 «Как обратиться к собеседнику»

стр.38-39 «Как обратиться с просьбой»

О.А. Белобрыкина

Стр.16-19

«Краткая характеристика видов речи»

№10.

«Речь и язык»

Дать понятие о тесной связи языка и речи;

Беседа на тему: «Дар речи»;

Чтение сказки: «Как потерялся дар речи».

Заучивание пословиц и поговорок о речи;

Развитие устной речи и дикции стр.99-105.

№11.

«Как появилась письменность»

Рассказать об истории появления письменности;

«Как была изобретена письменность»;

Игры « Что обозначают символы?»

Развитие устной речи и дикции стр.106-111.

Папка картинки-символы

(компьютер)

З.И.Курцева

Стр.10-11 «Письменное обращение»

№12.

«Речь и общение»

Дать определение понятию «общение»;

Игры «Что я хочу тебе сказать?», «Пойми меня», «Племя Неговорящих»;

Познакомить с пиктограммами (рисунками сообщениями);

Подвести к выводу, что общение это обмен мыслями, мнениями, суждениями, высказываниями.

Развитие устной речи и дикции стр.113-120.

З.И.Курцева

«Ты- словечко, я-словечко»

«Говорит она беззвучно» стр.8-9.

№13.

«Речевая ситуация»

Дать понятие «речевая ситуация»;

Беседа на тему: «Хороший и плохой собеседник»;

Игры: « Какой должна быть речь», « Речь должна быть правильной», «будем говорить хорошо или плохо»;

Объяснение и заучивание пословиц о речи;

Развитие устной речи и дикции стр.123-129.

З.И. Курцева стр.2 – 3

«Для чего люди общаются?»
 «Что такое общение?»

стр.4-5 «Каким бывает общение?»

2. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов.

№14.

«Речь – это искусство»

Знакомство детей с биографией великого театрального режиссера и педагога Константина Сергеевича Станиславского;

Чтение рассказа «Я не собираюсь быть артистом».

Беседа по прочитанному.

Игра « Разыграй жизненную ситуацию» (придумывание диалогов и произнесение их по ролям.

Развитие устной речи и дикции стр. 142-143.

Развитие устной речи и дикции стр. 145.

.

№15.

«Развитие речевого слуха и освобождение мышц»

Дать определение понятию «речевой слух»;

Практические задания и упражнения на развитие слуховой наблюдательности;

Игры «Круг внимания», « Переключатель», «Минута внимания»

Развитие устной речи и дикции стр.145-151.

.

.

№16.

-

№17.

«Слушаем и слышим»

Отрабатывать индивидуальные и групповые задания на исследование бытовой лексики;

Учиться слышать слова и словосочетания в речи окружающих людей, которые разрушаются в результате нечёткого произношения.

Учиться замечать речевые ошибки в собственной речи;

Игра « Что нельзя говорить и что надо говорить»;

Занимательные игры на развитие слухового внимания:

Игра: «Слушаем тишину», « «Что за окном?», «Угадай имя?» «Что происходит за стеной»

Развитие устной речи и дикции стр.152-158

Г.И.Сорокина «Детская риторика» - «За твоим языком не поспеешь босиком» стр. 64-65.

№18.

№19.

« Учимся правильно дышать»

 «Строение речевого аппарата и работа органов речи»

Дать определение понятия «речевое дыхание»;

Формировать правильную осанку , устранять мышечную напряжённость плеч, шеи, головы.

Упражнения на снятие мышечного напряжения: «Правильное положение тела», «Дровосек», «Освобождение от усталости», «Насос», «Самолёт».

Объяснить необходимость регулярных и систематических упражнений данного типа.

Рассказать об устройстве речевого аппарата человека. Строение, Функционирование;

Заучивание пословиц и поговорок об органах артикуляции;

Л.Г.Антонова Развитие речи «Уроки риторики».

Развитие устной речи и дикции стр. 163-165.

С.Е. Большакова

«Речевые нарушения и их преодоления»

стр. 10-11 «Активизация мышц шеи»

Развитие устной речи и дикции стр. 166-169.

№20.

-

№21

«Регулировка речевого дыхания»

Дать понятие что дыхание состоит из трёх фаз: вдох, выдох, пауза.

Учить регулировать речевое дыхание с помощью специальных упражнений:»Научимся правильно делать вдох и выдох»,  «Найди дыхание», «Маска отдыха», « Я на солнышке лежу..» и др. стр.172-177

Развитие устной речи и дикции.

Развитие устной речи и дикции стр. 169-170

Л.Г. Антонова «Уроки риторики» стр.13-17

С.Е. Большакова

«Речевые нарушения и их преодоление»

стр.6-10

«Постановка речевого дыхания»

№22.

№23

«Откуда берётся голос»

Дать понятие о голосе, как основном выразительном средстве нашей речи;

Рассказать о строении голосового аппарата и бережном отношении к нему.

Рассказать о главных качествах голоса;

Игры-упражнения на развитие силы, высоты, тембра, подвижности, благозвучности голоса:

«Лесенка-чудесенка», « Победительницы», «Корабли».

Развитие устной речи и дикции стр179-184.

«Детская риторика»

Г.И.Сорокина

Стр. 78-79

«Неповторимая окраска голоса»

З.И.Курцева

Стр.18-19, 20-21

«Твой голос», «Тихо или громко».

С.Е. Большакова

«Преодоление речевых нарушений»

стр.11-13 «Постановка голоса»

№24.

№25.

«Дикция и артикуляция»

Знакомство с артикуляционными упражнениями и правилами их выполнения.

Разъяснение правильного, систематического, регулярного выполнения этих упражнений с целью развития артикуляционного аппарата. Комплексы упражнений;

Заучивание скороговорок, чистоговорок.

Развитие устной речи и дикции стр. 186-191.

«Уроки риторики» стр.20-35. Скороговорки.

«Детская риторика»

стр. 70-71

«Повтори без запинки».

З.И. Курцева

« тЫ – словечко, я – словечко»

стр.24-25 «Не сломай язык»

№26.

№27.

«Учимся говорить выразительно»

Учить подчёркивать самое важное и нужное в своём высказывании, говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание.

Выполнение практических заданий предполагающих правильное интонирование речевого высказывания , выделение голосом наиболее значимой информации, соблюдение пауз.

Л.Г.Антонова «Уроки риторики» стр.36-45.

№28

«О благозвучии»

Рассказать о правильном произношении гласных и согласных звуков;

Чтение сказки «Как одна прямая линия научилась петь»

Развитие устной речи и дикции стр. 192-198

№29

№30

«Практическая работа над дикцией» или «Секреты звучащей речи»

Рассказать о правилах и порядке тренировки голоса и дикции;

Упражнения: «Настройщики»,

«В космосе», «Подскажи» «Познакомьтесь с друзьями», «Капель», «Кто дальше» и др.

Развитие устной речи и дикции стр. 215-240.

3. Правила произношения и ударения, или орфоэпия.

.

№31.

№32.

«Что такое орфоэпия?»

Дать определение понятий «орфоэпия» и «орфография».

Объяснить, для чего нужны правила грамотного письма и правильной речи;

Рассказать о нормах произношения.

На примере занимательных

упражнений правильно произносить сочетания слов с предлогами, ставить ударение в словах стр.339;

Произнесение слов  «мягко» стр.352-353;

Произнесение слов с «ЧК» и «ЧН» стр.357;

Произнесение пословиц и поговорок, имён и отчеств. стр.360-3614

Занимательные упр. с ударениями стр.369.

Развитие устной речи и дикции стр.317-321; 333-336;

№33.

«Ударение в слове»

Дать определение понятия «Ударение», «раскрыть секрет» его значения в слове;

Занимательные упражнения и задания с ударениями в словах

Развитие устной речи и дикции стр.363-369

№34.

«Интонация»

Дать определение понятия «интонация»;

Беседа «от чего зависит интонация».

Занимательные задания и упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

Развитие устной речи и дикции стр.393-399.

Л.В. Лопатина

Н,В. Серебрякова

Преодоление речевых нарушений у дошкольников стр. 52-54

Формирование интонационной выразительности речи»

(ритм, темп,

4. Речевая этика.

.

№35

«Этикетные формулы – помощники общения»

Дать определение понятия «речевой этикет»;

Учить пользоваться разными речевыми этикетными формулами;

Познакомиться  с их историей.

Л.Г.Антонова

«Уроки риторики» стр. 65-69.

Г.И. Сорокина

«Детская риторика в картинках»

«Кто должен поздороваться первым»

стр.26-27.;28-31

                                                                                 

№36.

«Будем талантливыми собеседниками»

Учиться строить этикетные монологи и диалоги;

Знакомство с монологами-объяснениями, монологами-оправданиями и т.д.

Практические упражнения на усвоение детьми опыта этикетного поведения.

Л.Г.Антонова

«Уроки риторики» стр.84-91.

«Детская риторика» стр. 122-123 «Лапуся» (о грубости в обращении)

З.И.Курцева стр. 26-27

«Каким тоном»

«От улыбки стало всем светлей стр.30-31

№37.

«Учимся спорить и доказывать свою точку зрения»                        

Познакомить детей с правилами конструктивного спора

Чтение рассказа В.Драгунского  «Удивительный день». Беседа по прочитанному.

Познакомить с биографией философа Сократа , как основателя «Школы риторической грамоты»

Л.Г.Антонова

«Уроки риторики» стр. 108-131.

№38

Диагностика.

«Чему мы научились на уроках риторики?»

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie