Школа здорового ребёнка
Программа занятий
Дата |
Зан. |
Тема |
Цели |
Литература |
1. Живое слово во вселенной звуков, или что такое речь. |
||||
№1 |
«Давайте знакомиться!» |
Знакомство с детьми. Перечислить и показать необходимые предметы для занятий. Определить роль: внимания, воображения, воли и взаимопонимания на занятиях. Дать определение этим понятиям. Познакомиться с формулами приветствия. |
З.Н.Бугаева Развитие устной речи и дикции стр.7-14. Москва 2005 год. |
|
№2. |
« Что такое вселенная звуков?» |
Дать определение понятию «звук»; Рассказать об образовании звуков и их свойствах; Рассказ «Как люди научились произносить членораздельные звуки» Игра « Первобытные люди» стр.31. |
Развитие устной речи и дикции стр.17-29. |
|
№3. |
«Звуки речи» |
Дать определение понятию «звуки речи»; Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Знакомство с шарадами: логогрифами, метаграммами и анаграммами. стр.36-37. |
Развитие устной речи и дикции стр. 32-35. |
|
. |
№4. |
«Звуки и буквы» |
Дать определение понятию «буква». Дифференцировать понятия «звук-буква»; Чтение рассказа «Алфавит» стр.45. Формировать и расширять знания детей о гласных и согласных; |
Развитие устной речи и дикции стр.41-48 |
№5. |
«Из чего построить «дом»?» |
Дать определение понятиям «Звуковые сочетания» и «слоги»; Объяснить правила деления слов на слоги: сколько звуков в слоге, слогораздел, открытые и закрытые слоги; Игра « Составляем слоги» |
Стр. 49-54 Развитие устной речи и дикции. |
|
№6 |
«Как получаются слова» |
Беседа о чувствах, эмоциях людей; Знакомство с «изображением» чувств – эмоциями человека; Игра: « Угадай эмоцию с помощью междометия»; Чтение стихотворения Даниила Хармса «Весёлый старичок»; Подвести к выводу о том, что в природе каждого звука заложено определённое настроение или чувство. |
Развитие устной речи и дикции стр. 55-63. З.И.Курцева «Ты словечко, я-словечко» стр. 34-35 «Отгадай, что я сказал?2 О.А.Белобрыкина «Речь и общение» стр. 81-85»Настроение» (мимика) |
|
№7. |
«Откуда взялись слова» |
Дать определение понятию «слово». Познакомить с наукой лингвистикой или языкознанием (Что изучает?) ; Знакомство со стихотворением И. Токмаковой « Ложка – это ложка…» Игры «Звуковые ассоциации»стр. 66-68; «большие и маленькие» стр. 68; «Кто страшнее» стр.69. Пословицы о слове стр.63. |
Развитие устной речи и дикции стр. 63-73 О.А. Белобрыкина «Речь и общение стр. 40-42 «Удивительный мир слов» А.Шибаев «Всему название дано…» М. Пляцковский «Какие бывают слова |
|
№8. |
«Природа живого слова» |
Беседа на тему: «У слова есть душа»; Чтение стихотворений Афанасия Фета, К Бальмонта, Сергея Есенина, Фёдора Тютчева, Александра Пушкина. Обратить внимание на красоту звучания слов в этих поэтических произведениях; |
Развитие устной речи и дикции стр.87-95. |
|
№9. |
«Что такое речь?» |
Дать определение понятию «речь» с помощью стихотворения: «Что такое речь?»; Подвести детей к выводу: что речь – это способность говорить, звучащий язык, разновидность или стиль языка, публичное выступление, беседа или разговор; Подбирать определения речи: торжественная, правильная, русская, незнакомая, поэтическая и т.д. |
Развитие устной речи и дикции стр.96-99 З.И. Курцева «Ты-словечко, я- словечко» стр36-37 «Как обратиться к собеседнику» стр.38-39 «Как обратиться с просьбой» О.А. Белобрыкина Стр.16-19 «Краткая характеристика видов речи» |
|
№10. |
«Речь и язык» |
Дать понятие о тесной связи языка и речи; Беседа на тему: «Дар речи»; Чтение сказки: «Как потерялся дар речи». Заучивание пословиц и поговорок о речи; |
Развитие устной речи и дикции стр.99-105. |
|
№11. |
«Как появилась письменность» |
Рассказать об истории появления письменности; «Как была изобретена письменность»; Игры « Что обозначают символы?» |
Развитие устной речи и дикции стр.106-111. Папка картинки-символы (компьютер) З.И.Курцева Стр.10-11 «Письменное обращение» |
|
№12. |
«Речь и общение» |
Дать определение понятию «общение»; Игры «Что я хочу тебе сказать?», «Пойми меня», «Племя Неговорящих»; Познакомить с пиктограммами (рисунками сообщениями); Подвести к выводу, что общение это обмен мыслями, мнениями, суждениями, высказываниями. |
Развитие устной речи и дикции стр.113-120. З.И.Курцева «Ты- словечко, я-словечко» «Говорит она беззвучно» стр.8-9. |
|
№13. |
«Речевая ситуация» |
Дать понятие «речевая ситуация»; Беседа на тему: «Хороший и плохой собеседник»; Игры: « Какой должна быть речь», « Речь должна быть правильной», «будем говорить хорошо или плохо»; Объяснение и заучивание пословиц о речи; |
Развитие устной речи и дикции стр.123-129. З.И. Курцева стр.2 – 3 «Для чего люди общаются?» стр.4-5 «Каким бывает общение?» |
|
2. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. |
||||
№14. |
«Речь – это искусство» |
Знакомство детей с биографией великого театрального режиссера и педагога Константина Сергеевича Станиславского; Чтение рассказа «Я не собираюсь быть артистом». Беседа по прочитанному. Игра « Разыграй жизненную ситуацию» (придумывание диалогов и произнесение их по ролям. |
Развитие устной речи и дикции стр. 142-143. Развитие устной речи и дикции стр. 145. |
|
. |
№15. |
«Развитие речевого слуха и освобождение мышц» |
Дать определение понятию «речевой слух»; Практические задания и упражнения на развитие слуховой наблюдательности; Игры «Круг внимания», « Переключатель», «Минута внимания» |
Развитие устной речи и дикции стр.145-151. |
. . |
№16. - №17. |
«Слушаем и слышим» |
Отрабатывать индивидуальные и групповые задания на исследование бытовой лексики; Учиться слышать слова и словосочетания в речи окружающих людей, которые разрушаются в результате нечёткого произношения. Учиться замечать речевые ошибки в собственной речи; Игра « Что нельзя говорить и что надо говорить»; Занимательные игры на развитие слухового внимания: Игра: «Слушаем тишину», « «Что за окном?», «Угадай имя?» «Что происходит за стеной» |
Развитие устной речи и дикции стр.152-158 Г.И.Сорокина «Детская риторика» - «За твоим языком не поспеешь босиком» стр. 64-65. |
№18. №19. |
« Учимся правильно дышать» «Строение речевого аппарата и работа органов речи» |
Дать определение понятия «речевое дыхание»; Формировать правильную осанку , устранять мышечную напряжённость плеч, шеи, головы. Упражнения на снятие мышечного напряжения: «Правильное положение тела», «Дровосек», «Освобождение от усталости», «Насос», «Самолёт». Объяснить необходимость регулярных и систематических упражнений данного типа. Рассказать об устройстве речевого аппарата человека. Строение, Функционирование; Заучивание пословиц и поговорок об органах артикуляции; |
Л.Г.Антонова Развитие речи «Уроки риторики». Развитие устной речи и дикции стр. 163-165. С.Е. Большакова «Речевые нарушения и их преодоления» стр. 10-11 «Активизация мышц шеи» Развитие устной речи и дикции стр. 166-169. |
|
№20. - №21 |
«Регулировка речевого дыхания» |
Дать понятие что дыхание состоит из трёх фаз: вдох, выдох, пауза. Учить регулировать речевое дыхание с помощью специальных упражнений:»Научимся правильно делать вдох и выдох», «Найди дыхание», «Маска отдыха», « Я на солнышке лежу..» и др. стр.172-177 Развитие устной речи и дикции. |
Развитие устной речи и дикции стр. 169-170 Л.Г. Антонова «Уроки риторики» стр.13-17 С.Е. Большакова «Речевые нарушения и их преодоление» стр.6-10 «Постановка речевого дыхания» |
|
№22. №23 |
«Откуда берётся голос» |
Дать понятие о голосе, как основном выразительном средстве нашей речи; Рассказать о строении голосового аппарата и бережном отношении к нему. Рассказать о главных качествах голоса; Игры-упражнения на развитие силы, высоты, тембра, подвижности, благозвучности голоса: «Лесенка-чудесенка», « Победительницы», «Корабли». |
Развитие устной речи и дикции стр179-184. «Детская риторика» Г.И.Сорокина Стр. 78-79 «Неповторимая окраска голоса» З.И.Курцева Стр.18-19, 20-21 «Твой голос», «Тихо или громко». С.Е. Большакова «Преодоление речевых нарушений» стр.11-13 «Постановка голоса» |
|
№24. №25. |
«Дикция и артикуляция» |
Знакомство с артикуляционными упражнениями и правилами их выполнения. Разъяснение правильного, систематического, регулярного выполнения этих упражнений с целью развития артикуляционного аппарата. Комплексы упражнений; Заучивание скороговорок, чистоговорок. |
Развитие устной речи и дикции стр. 186-191. «Уроки риторики» стр.20-35. Скороговорки. «Детская риторика» стр. 70-71 «Повтори без запинки». З.И. Курцева « тЫ – словечко, я – словечко» стр.24-25 «Не сломай язык» |
|
№26. №27. |
«Учимся говорить выразительно» |
Учить подчёркивать самое важное и нужное в своём высказывании, говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание. Выполнение практических заданий предполагающих правильное интонирование речевого высказывания , выделение голосом наиболее значимой информации, соблюдение пауз. |
Л.Г.Антонова «Уроки риторики» стр.36-45. |
|
№28 |
«О благозвучии» |
Рассказать о правильном произношении гласных и согласных звуков; Чтение сказки «Как одна прямая линия научилась петь» |
Развитие устной речи и дикции стр. 192-198 |
|
№29 №30 |
«Практическая работа над дикцией» или «Секреты звучащей речи» |
Рассказать о правилах и порядке тренировки голоса и дикции; Упражнения: «Настройщики», «В космосе», «Подскажи» «Познакомьтесь с друзьями», «Капель», «Кто дальше» и др. |
Развитие устной речи и дикции стр. 215-240. |
|
3. Правила произношения и ударения, или орфоэпия. |
||||
. |
№31. №32. |
«Что такое орфоэпия?» |
Дать определение понятий «орфоэпия» и «орфография». Объяснить, для чего нужны правила грамотного письма и правильной речи; Рассказать о нормах произношения. На примере занимательных упражнений правильно произносить сочетания слов с предлогами, ставить ударение в словах стр.339; Произнесение слов «мягко» стр.352-353; Произнесение слов с «ЧК» и «ЧН» стр.357; Произнесение пословиц и поговорок, имён и отчеств. стр.360-3614 Занимательные упр. с ударениями стр.369. |
Развитие устной речи и дикции стр.317-321; 333-336; |
№33. |
«Ударение в слове» |
Дать определение понятия «Ударение», «раскрыть секрет» его значения в слове; Занимательные упражнения и задания с ударениями в словах |
Развитие устной речи и дикции стр.363-369 |
|
№34. |
«Интонация» |
Дать определение понятия «интонация»; Беседа «от чего зависит интонация». Занимательные задания и упражнения на развитие интонационной выразительности речи. |
Развитие устной речи и дикции стр.393-399. Л.В. Лопатина Н,В. Серебрякова Преодоление речевых нарушений у дошкольников стр. 52-54 Формирование интонационной выразительности речи» (ритм, темп, |
|
4. Речевая этика. |
||||
. |
№35 |
«Этикетные формулы – помощники общения» |
Дать определение понятия «речевой этикет»; Учить пользоваться разными речевыми этикетными формулами; Познакомиться с их историей. |
Л.Г.Антонова «Уроки риторики» стр. 65-69. Г.И. Сорокина «Детская риторика в картинках» «Кто должен поздороваться первым» стр.26-27.;28-31 |
|
№36. |
«Будем талантливыми собеседниками» |
Учиться строить этикетные монологи и диалоги; Знакомство с монологами-объяснениями, монологами-оправданиями и т.д. Практические упражнения на усвоение детьми опыта этикетного поведения. |
Л.Г.Антонова «Уроки риторики» стр.84-91. «Детская риторика» стр. 122-123 «Лапуся» (о грубости в обращении) З.И.Курцева стр. 26-27 «Каким тоном» «От улыбки стало всем светлей стр.30-31 |
№37. |
«Учимся спорить и доказывать свою точку зрения» |
Познакомить детей с правилами конструктивного спора Чтение рассказа В.Драгунского «Удивительный день». Беседа по прочитанному. Познакомить с биографией философа Сократа , как основателя «Школы риторической грамоты» |
Л.Г.Антонова «Уроки риторики» стр. 108-131. |
|
№38 |
Диагностика. «Чему мы научились на уроках риторики?» |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника